ЗИМА: Зимняя естественно-научная программа для школьников 7 дней.
Содержание программы.
Мы каждый день будем выходить в лесной или морской поход, узнавать новое про окружающий мир, знакомиться с жизнью людей на севере, изучать обитателей леса и моря, любоваться красивыми пейзажами, готовить еду и чай на костре, кататься на снегоходах, оленях и собаках, наслаждаться радостью общения с интересными людьми и красотой природы Беломорья.
Большая часть таких выходов на природу содержит в себе привал с отдыхом, чаем и трапезой около таежного костра. Мы учим походным и экспедиционным практикам, например, правильно использовать одежду в походе, разводить костер, готовить чай и еду на костре, пользоваться лыжами, строить убежища от ветра из снега, безопасно передвигаться по льду, ориентироваться в лесу.
Все занятия в программе перемежаются с играми (активными и интеллектуальными), общением, отдыхом у костра, посещением русской бани.
Ориентировочный распорядок дня*.
Все дни, кроме первого дни будут построены по одному плану. Один день – одна тема. Центральным событием каждого дня будет экскурсия, а все остальные занятия - лекции, семинары, практические занятия и обсуждения - будут расширять и закреплять тему экскурсии. Завтраки и ужины будут проходить в туристическом центре. Обеды – чаще на выходе, иногда – также в туристическом центре, в зависимости от продолжительности, дальности и содержания выхода.
Часы | Занятия |
9:00 | Подъем. |
9:15 – 9:45 | Завтрак. |
10:00 – 13:00 | Занятия и экскурсии. |
13:00 – 14:00 | Обед и отдых. |
14:00 – 17:00 | Экскурсия или биологические занятия. |
17:00 – 19:00 | Занятие в лаборатории или лекция. |
19:00 – 20:00 | Ужин. |
20:00 – 21:45 | Баня. Игры. Вечерние посиделки у камина. |
22:00 | Отбой. |
*Расписание приведено для всех дней, кроме первого. Первый день программы будет отличаться от всех остальных; сразу по приезду необходимо решить много организационных задач. В их число входит знакомство, брифинг, отдых после дороги. К выполнению содержательных занятий программы мы приступим после обеда.
Ориентировочная программа по дням.
1-ый день
Знакомство с местностью.
1. Экскурсия.
Прогуляемся по окрестностям туристического центра и по острову Большой Епишкин. Посмотрим на берег моря и северную тайгу. Посидим у таежного костра. Пройдем с биологической экскурсией по берегу моря и познакомимся с животными и растениями прибрежной полосы. Издавна люди, селившиеся на границе тайги и моря, жили лесными и морскими промыслами. Поговорим про традиционные промыслы и ремесла жителей Белого моря. Узнаем, какие промыслы сохранились, какие исчезли или как трансформировались в современном мире.
2. Выход или выезд на озеро. Катание на собаках (по погоде).
3. Интеллектуальные и веселые игры с вожатыми.
2-ой день
Знакомство с экосистемой реки и озера.
1. Экскурсия
Выход на озеро. Прогулка до истока реки Нильмы. Знакомство с гидротехническими сооружениями на небольшой таежной речке. История местного лесного промысла. Сбор маленьких беспозвоночных пресноводных животных. В Нильмоозере и реке Нильме под камнями и в щелях коряг круглый год живет множество интересных существ: личинки стрекоз, ручейники из семейства гидропсихиды, другие ручейники, рачки в планктоне и бентосе, одноклеточные водоросли
2. Практическая деятельность.
Подледная рыбалка на озере. Рассказ о зимнем рыболовном промысле поморов. Как поставить сети под лед? Обед и горячая уха на выходе!
3. Занятие в лаборатории.
Рассмотрим под бинокулярным микроскопом принесенных с экскурсии пресноводных беспозвоночных и водоросли. Очень интересен подробный разбор стратегий питания этих организмов в связи с их размерами.
4. Вечерние посиделки и игры.
3-ий день.
Морской день.
1. Лекция. «Морские приливы и отливы».
Какие силы влияют на периодичность и амплитуду морских приливов и отливов? Сколько приливов в сутках?
2. Экскурсия.
Снегоходная биологическая экскурсия на Морской порог. Обсуждение правил безопасности при передвижении по морскому льду. Обязательное использование спасательных жилетов. Цель экскурсии: наблюдение за сменой прилива и отлива, знакомство с обитателями литорали. Понаблюдаем за разворотом течения. Обсудим стратегии выживания на литорали. Соберем литоральных и прибрежных животных, таких как: морские желуди – балянусы, кольчатые черви – пескожилы, мидии, морские звезды, сидячие медузы, голожаберные моллюски, литорины и другие беспозвоночные. На берегу и в мелкой части моря мы увидим заросли бурых водорослей: морской капусты – ламинарии и фукусов, а также красные и зеленые водоросли.
3. Практическое занятие.
Поднятых из моря животных, посмотрим под микроскопом. Рассказ по эмбриологии и биологии развития этих удивительных существ.
4. Настольные игры с участием вожатых.
4-ый день
Геология.
1. Лекция. Древние и современные геологические процессы на Беломоро-Балтийском щите.
Берега Белого моря сложены горными породами разного возраста, происхождения и свойств. Здесь, без больших усилий, можно заглянуть вглубь геологического прошлого Земли и совершить путешествие в протерозой или даже в архей. Здесь можно познакомиться со всеми типами горных пород, увидеть следы деятельности ледников и проникнуться историей возникновения Белого моря.
2. Экскурсия: Геологическая экскурсия на Каньон «Панфилова Варака».
Мы познакомимся с древними магматическими горными породами на срезе живописного Каньона. Возраст этих скальных обнажений более полутора миллиардов лет. Соберем образцы минералов и горных пород. Поговорим о практическом применении карельских руд и горном деле на севере. Рассказ о картировании местности: от теодолита к спутниковой съемке. Осмотр геодезической вышки на Каньоне.
3. Практическое занятие.
Соберем в лесу и на скалах образцы лишайников. С помощью уже знакомого USB-микроскопа с планшетом изучим спороносные органы и органы вегетативного размножения лишайников и другие части этих удивительных организмов.
4. Настольные игры.
5-ый день
Море: заливы и острова.
1. Экскурсия.
Выезд на снегоходах по берегу моря и замерзшему морскому заливу к зимнему лагерю дайверов и Киндо-полуострову.
Наша экскурсия будет состоять из двух частей: первая остановка будет у о. Большой Крестовый, где каждый март располагается дайверский лагерь. Прямо на морском льду выставляются домики, выпиливаются майны для погружений, стоят рядами баллоны, работают компрессоры и генераторы. Познакомимся с устройством и работой ледового лагеря, посмотрим на животных поднятых из-подо льда, если повезет, увидим процесс погружения под лед. Вторая часть экскурсии будет проходить на полуострове Киндо. Это живописный скальный полуостров с южной стороны формирует небольшую бухту Биофильтров. Откуда взялось это название? Какие животные встречаются в бухте? Поговорим про жизнь морских животных в условиях северной зимы. Погуляем по полуострову, посмотрим на замерзшее море и острова, разбросанные по ледяной глади.
2. Практическое занятие.
Рассмотрим под микроскопом поднятых из-подо льда животных: актиний, морских звезд, гидроидных полипов, асцидий, креветок и других обитателей Белого моря.
3. Веселые и интеллектуальные игры.
6-ой день.
«Кладовая солнца» - верховое болото.
1. Лекция: Удивительная экосистема - верховое болото.
Верховые болота – аккумулятивные элементы ландшафта, обычно расположенные во впадинах на повышенных частях рельефа. Верховые болота способствуют повышению содержания кислорода в атмосфере за счет выведения органического вещества, содержащего углерод, и захоронению его в неокисленном виде. Одновременно с этим болота выделяют довольно много метана, образующегося при анаэробном разложении органики.
2. Экскурсия на верховое болото.
Мы посмотрим и промерим мощность торфяного горизонта, отберем пробы торфа. Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям. Рассмотрим особенности процессов фотосинтеза и дыхания, а также химические превращения кислорода, углекислого газа и органического вещества, образующихся на верховых болотах. Разберем, почему верховые болота являются одними из самых мощных доноров кислорода на планете. Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям.
3. Игры и общение.
7-ой день.
Тайга.
Географическая зональность и основные факторы, влияющие на образование и закрепление определенного типа растительности. Основные характеристики тайги.
1. Экскурсия. Таежный лес.
Прогулка-экскурсия по таежному лесу и к вековой сосне. Знакомство с северной тайгой. Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы: Почему в зоне северной тайги так много вечнозеленых растений? Какие приспособления помогают выживать растениям в условиях Арктического климата? Как отличается общая продуктивность лесов средней полосы и лесов северной тайги? Как в этих лесах отличается урожайность ягод и семян? Как растения могут рассказать об изменениях климата? Основы дендрохронологии. Взятие образцов – кернов. Как вырубки лесов и активная заготовка древесины по берегам Белого моря в XVII - XX веках повлияла на сегодняшнее состояние и урожайность таежных лесов? Кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне? Занятие по дендрохронологии. Подсчет годичных колец. Замеры прироста годового диаметра деревьев. Практическая работа по оценке прироста биомассы хвойных растений за последние 50 – 100 лет и зависимость этого прироста от стремительно меняющегося климата.
2. Экскурсия в питомник северных оленей.
Знакомство и общение с прекрасными северными животными. Рассказ про кочевые культуры Арктики. Мы познакомимся с биологией оленей, узнаем, как северные народы в северотаежной и тундровой зоне используют северных оленей. Покормим и пообщаемся с этими милыми животными.
3. Семинар. Поговорим о путях развития человека и человеческого общества.
Пути возможного эволюционного развития человечества. Какие опасности для нашего вида несет цивилизация? Как обходить эти опасности? Как увеличить вероятность устойчивого развития нашей цивилизации на Земле.
4. Вручение дипломов и подарков. Отъезд.
Возможно изменение в ходе выполнения программы по погодным и другим условиям.
Организационная информация по программе
Список вещей, которые необходимо ребенку взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!
Мы будем рады, если дети, которые любят кататься на лыжах, привезут лыжи на нашу программу. С удовольствием организуем для любителей лыж лыжные прогулки и дополнительные занятия по технике катания.
Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе
Последние новости и репортажи
Участвуем в XIII международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование -MARESEDU 2024»