Туристический центр «Полярный круг»
+7 (499) 110-90-80

ЛЕТО: Летняя биологическая практика для школьников

photo_2022-09-02_17-36-17.jpg

Белое море – это энциклопедия живой природы под открытым небом! Этот удивительный и прекрасный край издавна манит к себе путешественников, романтиков и исследователей. Каменистые берега, водная гладь и необитаемые острова до сих пор хранят множество загадок.

Мы хотим, чтобы дети смогли почувствовать себя настоящими исследователями, путешественниками и мореплавателями, узнали больше об окружающем мире и научились его ценить.

Предлагаемая программа совмещает в себе исследование и приключение. Ребят ждут познавательные занятия биологией и геологией, морские и пешие путешествия по красивейшим берегам и островам Белого моря, интересные вечерние дискуссии и семинары и просто хороший отдых на природе.

 Во время программы нас ждут следующие занятия:

–       Ежедневные выходы на морские и пешие экскурсии.

–       Знакомство с биологией, геологией, историей и этнографией Северной Карелии.

–       Знакомство с азами безопасного и комфортного пребывания на природе: выбор одежды и экипировки, организация бивуака, трапезы и чаепития на природе и другие походные навыки и практики.

–       Основы безопасного пребывание на воде.

–       Общение с северными оленями и ездовыми собаками.

–       Прохождение веревочного городка.

–       Групповые тренинги на командообразование и разнообразные игры.

 

 Программа включает комплекс занятий по биологии и другим естественным дисциплинам:

–       Знакомство в природе с экосистемами литорали, сублиторали, планктоном, тайгой, озером и болотом.

- Занятия по ботанике проводит Полина Владимировна Карпунина – сотрудник кафедры высших растений Биологического факультета МГУ и преподаватель 57 школы. Занятия включают в себя флористику, морфологию и анатомию растений. Помимо этого, в курсе ботаники предусмотрены лекции по особенностям научной ботанике и о том, как выглядит научная работа от сбора материала до написания статей.

–       Зоологию беспозвоночных ведет Вадим Валерьевич Марьинский - научный сотрудник кафедры гидробиологии МГУ, старший преподаватель факультета Биомедицинской физики МФТИ. В его часть курса входит знакомство с современной биологической систематикой на примере разнообразия таксонов беспозвоночных. Знакомство с основными типами беспозвоночных животных и вскрытие различных объектов.

–       Предусмотрены и различные семинары на интересные дискуссионные темы.

Во время занятий мы проанализируем с позиций разных направлений биологии многообразие симбиозов, адаптации живых существ к условиям обитания и значимые эволюционные события, например, такие как возникновение эукариот, интеллекта и многоклеточности.

В ходе программы будем собирать живой материал в природе, вести полевой дневник, заниматься в лаборатории с бинокулярными микроскопами, учиться пользоваться определителями, делать биологический рисунок, записывать и, при необходимости, обрабатывать полученную информацию.

 Также мы предложим ребятам дополнительные факультативные занятия:

–       Сувенирная мастерская.

–       Спортивные игры (футбол, волейбол, пионербол, настольный теннис, бадминтон).

–       Рисование.

–       Биологический рисунок

–       Настольные игры.

–       Философская «свечка».

Ориентировочный распорядок дня.

Все дни будут построены по одному плану. Один день – одна тема.

Центральным событием каждого дня будет экскурсия, а все остальные занятия - лекции, семинары, практические занятия и обсуждения - будут расширять и закреплять тему экскурсии.

Завтраки и ужины будут проходить в туристическом центре. Обеды – чаще на выходе, иногда – также в туристическом центре, в зависимости от продолжительности, дальности и содержания выхода.

Часы

Занятия

9:00

Подъем

9:15 – 9:40

Зарядка

9:40 – 10:30

Завтрак

10:30 – 13:30

Экскурсии и занятия по программе.

13:30 – 14:30

Обед и отдых

14:30 – 17:30

Экскурсия или биологические занятия

18:00 – 19:00

Занятия в лаборатории

19:00 – 20:00

Ужин

20:00 – 22:45

Игры и лекции.

23:00

Отбой

photo_2022-09-02_17-36-16.jpg

Ориентировочная программа по дням.

1 день: Знакомство.

1. Определение целей и задач программы. Где мы?

Изучим карту. Где находится Белое море, Кандалакшский залив и туристический центр «Полярный Круг». Разберем понятие «географический полярный круг» и «полярный день».

2. Экскурсия.

Прогуляемся по окрестностям туристического центра и по острову Большой Епишкин. Посмотрим на берег моря и северную тайгу. Посидим у таежного костра.

3. Профильные занятия. Во время биологической экскурсии познакомимся с обитателями литорали (приливно-отливной зоны моря).


4. Вечерние факультативы и игры.


2 день: Литораль.

1. Знакомство с общими правилами безопасности на воде.

2. Выход в море на остров Оленевский на моторных катерах.

Рассказ о приливах и отливах Белого моря. Какие силы влияют на периодичность и амплитуду морских приливов и отливов? Сколько приливов в сутках?

3. Биологическая экскурсия по литорали.

Обсудим стратегии выживания на литорали.

Соберем литоральных и прибрежных животных, таких как: морские желуди – балянусы, кольчатые черви – пескожилы, мидии, морские звезды, сидячие медузы, голожаберные моллюски, литорины и другие беспозвоночные. На берегу и в мелкой части моря мы увидим заросли бурых водорослей: морской капусты – ламинарии и фукусов, а также красные и зеленые водоросли.

4. Вечерние факультативы/баня и игры.


3 день: Собаки, олени, веревки, альпинистские страховки.

1.  Выход группой на о. Большой Епишкин. Занятия по прохождению веревочного городка и тренинги на командообразование.

2.Экскурсия в питомник северных оленей.

Интересные факты по эволюции и биологии северных оленей.  Северные народы- оленеводы. Покормим и погладим этих симпатичных животных.

3. Экскурсия в питомник ездовых собак. Поговорим о различных породах северных ездовых собак. Особенности ездовых собак: меховые и скоростные. Погладим и пообщаемся с собаками.

4. Факультативы, игры.


4 день: Тайга и симбиозы.

1. Занятие, посвященное симбиозам. Симбиозы вокруг нас и Великие симбиозы.

2. Экскурсия к Вековечной сосне. Поговорим о возрасте растений и методах его определения. Основы дендрохронологии. Стратегии выживания растений в условиях севера. Посмотрим на окружающий нас хвойный лес. Разберемся, что такое тайга, как живут и развиваются таежные леса.

Почему в зоне северной тайги так много вечнозеленых растений? Какие приспособления помогают выживать растениям в этих суровых условиях? Как отличается общая продуктивность лесов средней полосы и лесов северной тайги? Как в этих лесах отличается урожайность ягод и семян? Как растения могут рассказать об изменениях климата? Кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне? Поговорим про симбиозы и их роль в развитии жизни на Земле.

3. Соберем в лесу и на скалах образцы лишайников. С помощью USB-микроскопа с планшетом рассмотрим спороносные органы и органы вегетативного размножения лишайников и другие части этих удивительных организмов.

4. Факультативы, настольные игры, песни под гитару.


5 день: Геологические маршруты вглубь истории Земли.

1.  Пешая прогулка-экскурсия на каньон.

Мы прогуляемся по живописной лесной дороге до каньона Панфилова Варака. На каньоне проведем геологическую экскурсию. Для всех желающих будет организован и проведен троллей (скольжение по тросу, на альпинистской подвеске со страховкой).

Берега Белого моря сложены горными породами разного возраста и происхождения. Здесь, без больших усилий, можно заглянуть вглубь геологического прошлого Земли и совершить путешествие в протерозой или даже в архей. Мы увидим все типы горных пород и следы деятельности ледников.

Мы познакомимся с древними магматическими и метаморфическими горными породами на срезе живописного Каньона. Соберем образцы минералов и горных пород, осмотрим геодезическую вышку.

2. Факультативы/баня, настольные игры, отдых.


6 день: Верховое болото.

1.    Лекция: Удивительная арктическая экосистема - верховое болото. Верховые болота способствуют повышению содержания кислорода в атмосфере за счет выведения органического вещества, содержащего углерод, и захоронению его в неокисленном виде. Одновременно с этим болота выделяют довольно много метана, образующегося при анаэробном разложении органики.

2.    Экскурсия на верховое болото.

Мы посмотрим и промерим мощность торфяного горизонта, отберем пробы торфа. Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям. Рассмотрим особенности процессов фотосинтеза и дыхания, а также химические превращения кислорода, углекислого газа и органического вещества, образующейся на верховых болотах. Разберем, почему верховые болота являются одними из самых мощных доноров кислорода на планете, и какое влияние на климат оказывает выделение в атмосферу больших объемов кислорода и метана одновременно.

Как практическое хозяйственное использование болот: мелиорация, осушение болот и выработка торфа на болотах, влияет на климат?

3.Вечером: занятие в лаборатории, игры, отдых.


7 день: Озеро.

1. Пешеходная экскурсия на Нильмомозеро.

Посмотрите на карту Карелии: сколько здесь длинных вытянутых с севера на юг пальцев-озер, а между ними огромные болотные массивы. Озера возникли в результате движения тающих ледников и очень давно начали заселяться живыми существами. Давайте знакомиться с обитателями озера: личинками стрекоз и веснянок, гидропсихидами – «водными душами», пауками- серебрянками. Если повезет, увидим ныряющую птичку оляпку.

Пройдемся по рукотворной дамбе и узнаем о истории этого гидротехнического сооружения. Соберем личинок пресноводных животных: гидропсихид, ручейников, поденок, стрекоз.

2. Занятие в лаборатории.

3. Вечером: факультативы, отдых.

8 день: Саамы, карелы, поморы.

1. Экскурсия в старинную поморскую деревню Черная речка.

Рассказ о саамах, карелах и поморах. Как заселялись берега Белого моря, почему приходили жить на суровые северные берега разные народы?

История поморов: почему люди из средней полосы России переселялись на Север, туда, где невозможно было прокормиться натуральным хозяйством? Какие ремесла и промыслы они освоили? Как научились «кормиться» морем? Почему часто говорят, что русские шли на берега Белого моря «за свободой»?

История одной поморской деревни, как отражение истории поморского края.

Деревня Черная речка, возникшая более 500 лет назад, живет и развивается вопреки законам современной жизни: без дороги и работы. Прогулка по живописной лесной дороге, к деревне. Остановка у часовни и церкви.

Горячий обед у лесного костра.

2. Занятие в лаборатории.

3. Игры, факультативы, отдых.

9 день: Острова

1. Морское путешествие на о. Кастьян.

Морская экскурсия на скоростных катерах на скалистый остров Кастьян. Прогулки и отдых у костра на живописном острове.

2.  Экскурсия с рассказами о геологии, геоморфологии и происхождении Белого моря. Наблюдение за жителями литоральных ванн: соленых, солоноватых и пресных. Изучение следов ледника на скалистых боках острова. Морская экскурсия на скалистый остров Кастьян. Рассказы «под открытым небом» о геологии, геоморфологии и происхождении Белого моря. Сбор пресноводных и морских животных в литоральных ваннах острова Кастьян: бокоплавы, дафнии, личинки стрекоз, комары, жуки-плавунцы и другие беспозвоночные.

3. Вечером: посиделки с песнями и разговорами у костра.


10 день: ББС МГУ

1.  Выезд на катерах на Беломорскую Биологическую станцию Московского университета - ББС МГУ - научное и учебное подразделение Московского университета, где круглый год ведутся исследования Белого моря, проходят учебные студенческие практики. Сейчас биостанция находится на этапе интенсивного развития. В летний сезон на биостанции живут, учатся и работают одновременно до 250 человек. ББС МГУ – одна из крупнейших биостанций мира с восьмидесятилетней историей. Биостанция имеет отличную материально-техническую базу и оборудована современными приборами, а также создает прекрасную среду для обучения молодых ученых и занятий наукой.

2. Посмотрим научный флот, исследовательские морские приборы, классические и современные научные и учебные лаборатории, Ботанический сад. Прогуляемся по Киндо полуострову от Верхнего озера на Биофильтры.

3. Вечером: завершение программы, вручение дипломов и подарков.

4. Прощаемся, планируем будущие встречи. Отъезд.


Возможны изменения в программе по погодным и другим условиям! 


Даты поездки:

19 – 28 августа 2023, 10 полных дней.

Выезд из Москвы 18 августа 2023 в 0:40 (в ночь с 17 на 18 августа) с Ленинградского вокзала, поезд №16 «Арктика» до станции Чупа. Время в дороге 28 часов.

Возвращение в Москву 30 августа 2023 в 07:15 на Ленинградский вокзал, поезд №15 «Арктика».


Организационная информация по программе:

Список вещей, которые необходимо ребенку взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!

Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе .

Последние новости и репортажи

Июньские смены в детском лагере. Есть места.
Июньские смены в детском лагере. Есть места.