Туристический центр «Полярный круг»
+7 (499) 110-90-80

Семейная программа: «На поиски тюленей»

Весна на Белом море проходит стремительно, в это время освобождается ото льда море, а берега начинают зеленеть летними красками. Полюбуйтесь на длинные белые ночи, которые вот-вот превратятся в полярный день!


В акватории Белого моря обитают белухи, гренландский тюлень, кольчатая нерпа, тюлень-лахтак (морской заяц).

В начале марта у тюленей рождаются детеныши. В начале мая подросшие тюленята и взрослые тюлени лежат на плавающих льдинах и на берегу. Мы постараемся найти и пронаблюдать одних и тех же животных в течение нескольких дней. Тюлени быстро привыкают к человеку, подпускают на близкое расстояние и иногда устраивают целые представления на льдинах.

В это время года во время одного выхода в море можно пронаблюдать больше ста тюленей.

Весна — это то время, когда всем группам живых организмов нужно начинать готовиться к тому, чтобы пережить следующую зиму. Некоторым для этого необходимо произвести как можно больше икринок, личинок, пылинок, семян или спор, другим запастись жирами или вовремя построить гнездо.

Какие стратегии выбирают морские, пресноводные и наземные животные и растения? Как используют они короткое и стремительное весеннее и летнее время?

Мы постараемся найти и решить как можно больше интересных задач, а для этого будем гулять, высаживаться на острова, собирать планктон, фотографировать тюленей, наблюдать за живыми объектами в природе и лаборатории.

Также предложим наблюдения за птицами, занятия и лекции, игры для детей, русскую и японскую баню и просто хороший отдых!


Каждый вечер мы предлагаем естественнонаучные лекции и семинары. Примеры тем:

- Морские млекопитающие – эволюционный пируэт.

- Интеллект у животных: современные исследования и подходы.

- Симбиозы в окружающей природе и их вклад в эволюцию жизни на Земле.

- Эволюция альтруизма и кооперации с точки зрения современной биологии.

- Глобальное потепление или экстремальное похолодание? Ледниковые периоды прошлого и будущего.

- Эволюция интеллекта. Чем мы заплатили за возможность иметь большой мозг?

- Есть ли жизнь подо льдом? Жизненные стратегии арктических животных.

- Почему биомасса в холодных морях высокая, а видовое разнообразие весьма среднее?

- Особенности экосистем холодных морей в сравнении с морями тропическими.

- Почему мы такие: добрые, умные, красивые.

- Что такое красота? Вы знаете? А биологи и математики посчитали.

- Цикл лекций по эволюции человека:

       - Эволюция интеллекта.
       - Эволюция эмоций.
       - Эволюция человека.



Ориентировочная программа поездки:

 День 1

1. Прибытие в «Полярный Круг». Завтрак, знакомство, брифинг. Отдых.
2. После обеда выход в море на поиски тюленей. В ближайших окрестностях между островами долго задерживаются льдины, на которых собираются и отдыхают десятки тюленей. Тюлени проводят на льдинах большую часть длинного светового дня, время от времени соскальзывая в воду для охоты на рыбу. Мы будем подходить к тюленям на моторных катерах, наблюдая и фотографируя их.
3. Во время экскурсии мы высадимся на берег для прогулок и перекуса у костра.
4. Вечером: рассказ о морских млекопитающих Белого моря: тюленях и белухах.
Игры и рукоделие для детей.
5. Ужин, баня, отдых. 

День 2

1. Завтрак.
2. Карельские озера. История и обитатели.Пеший выход на Нильмоозеро и безымянное лесное озеро с пикником. Знакомство с обитателями озера. Историческая экскурсия на озерные и речные гидротехнические сооружения.
3. Биологическая экскурсия на верховое болото. Верховое болото – кладовая солнца, второй по значению донор кислорода на планете. Рассказ о продуктивности различных экосистем.
4. Вечером: лекция, занятия для детей, баня, игры.

День 3

1. Завтрак.
2. Выход в море к тюленьим льдинам и островкам.Мы выберем самый тюлений маршрут в зависимости от ледовой обстановки. Вооружившись биноклями и фототехникой, мы будем наблюдать тюленей с лодки и попробуем подкрадывание с суши к животным, лежащим рядом с берегом. В специально установленной теплой палатке – шатре мы сможем расположиться для удобных наблюдений за животными.
3. Если в эти даты море уже откроется, то мы совершим походы в бухту Биофильтров и в сторону острова Кастьяна. В один из дней постараемся высадится на песчаном пляже о. Оленевского. Если море по большей части будет закрыто, то тюлени будут сконцентрированы в ближайших окрестностях, куда мы и перенесем наши наблюдения.
4. Горячий обед. Содержательные беседы у костра.
5. Вечером русская баня, ужин, отдых.
6. Лекция по выбору. Игры для детей.

День 4

1. Завтрак.
2. Экскурсия в питомник северных ездовых собак.
3. Выход в море для наблюдения за тюленями. Высадка на живописный Морской порог. Мы совершим прогулку по берегу и понаблюдаем за сменой отлива и прилива и разворотом течения. В проливе Морского порога держатся большие стаи морских птиц. Мы понаблюдаем в бинокль за их поведением на поверхности и питанием. Поговорим про приливы и отливы. Какие силы влияют на периодичность и высоту приливов? Как зависят от приливов и отливов все существа, живущие у моря? Как научиться дышать и в воде, и на воздухе? Можно ли наесться песком? Зачем жить в этих сложных условиях? Зачем литоральным водорослям пузырики-поплавки? Что сложнее – морскому существу приспособиться к жизни на суше или сухопутному – к жизни в воде? Эти и другие вопросы мы разберем, глядя на обитателей литорали через походный микроскоп на берегу моря.
4. Горячий обед у таежного в костра. Беломорские мидии, приготовленные на костре.
5. Вечером: занятие. Используя микроскопы, мы рассмотрим разнообразие обитателей Белого моря и поговорим о том, как они приспосабливаются к жизни подо льдом, как переживают полярную ночь и используют полярный день.
6. Лекция по выбору. Игры и рукоделие для детей.

День 5

1. Завтрак.
2. Экскурсия в питомник северных оленей. Знакомство и общение с прекрасными северными животными. Рассказ про кочевые культуры Арктики. Мы познакомимся с биологией оленей, узнаем, как народы в северотаежной и тундровой зоне используют северных оленей. Покормим и пообщаемся с этими милыми животными. Попьем чаю. И продолжим прогулку по таежному лесу и к вековой сосне. Как померить и как оценить возраст старых деревьев? Сколько живут растения?
3. После обеда мастер – класс по приготовлению калиток.
4. Вечером – лекция по выбору.

День 6

1. Завтрак.
2. Морской или пеший выход на геологическую экскурсию на Каньон, на сопку Панфилова Варака. Живописные стенки, прогулка по весенней тайге, замечательный вид с вершины сопки.
3. Обед и пикник на Каньоне. Барбекю и горячий чай, приготовленные на костре. 
4. Прогулка-экскурсия по таежному лесу. Знакомство с растениями и сложными организмами, живущими под пологом таежного леса. Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы: Почему в зоне северной тайги так много вечнозеленых растений? Какие приспособления помогают выживать растениям в условиях Арктического климата? Как отличается общая продуктивность лесов средней полосы и лесов северной тайги? Как в этих лесах отличается урожайность ягод и семян? Как растения могут рассказать об изменениях климата? Основы дендрохронологии. Как вырубки лесов и активная заготовка древесины по берегам Белого моря в XVII - XX веках повлияла на сегодняшнее состояние и урожайность таежных лесов? Кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне? 
5. Возвращение на базу. Вечером прощальный ужин. Прощаемся, планируем новые встречи!



Возможны изменения в ходе выполнения программы по погодным и другим условиям.



Организационная информация по программе:

Руководитель программы: инструктор PADI и мастер-инструктор по фридайвингу, кандидат биологических наук Константин Новиков.
Список вещей, которые необходимо взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!
Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе.




Ждем Вас на Белом море!