ЗИМА: Зимняя научно-исследовательская программа для школьников, 5 дней
Приглашаем детей на естественнонаучную программу.
Современный мир ставит перед специалистами в области естественных наук новые интереснейшие задачи.
Как дать возможность достойной и здоровой жизни для все растущего населения планеты? Чем накормить вкусно, полезно и доступно? Где компромисс между естественной, не нарушенной природной средой и комфортом повседневной жизни?
Востребованность в современном мире химиков, физиков, биологов, медиков подтверждается все растущими бюджетами на исследования и ежедневную работу таких специалистов.
А какие горизонты открываются перед естествоиспытателями на полях фундаментальных научных исследований!
Но какую бы область человеческой деятельности не выбрал бы в будущем Ваш ребенок, информация о том, как устроен окружающий мир, всегда будет помогать увидеть взаимосвязи, анализировать и принимать решения.
Содержание программы.
Каждый день мы будем выходить или выезжать на экскурсии. Четыре дня мы посвятим знакомству с окружающей нас природой по принципу «один день – одна экосистема». В эти дни мы познакомимся с морской литоралью, морской сублиторалью, северной тайгой и верховым болотом. Часть времени мы посвятим научно-исследовательской работе. Каждый участник программы выберет тему для исследований в самом начале программы. Далее мы будем регулярно выделять время для исследований, сочетая это в расписании с другими занятиями, но в один из дней самостоятельная научная работа будет основным занятием. Мы предлагаем такие темы исследований, которые позволят собрать научный материал в поездке и, для желающих, продолжить его обработку в школьных или домашних условиях после завершения программы. При определенном трудолюбии результат работы может быть оформлен для доклада на научной конференции для школьников, так и доведен до уровня научной публикации. В вечернее время будут организованы факультативные занятия, среди которых будет практикум по зоологии беспозвоночных, которых мы будем собирать на морских экскурсиях или заказывать аквалангистам, а потом определять и изучать в лаборатории.
И конечно же, будут и костры с чаем и вкусняшками на природе, и баня, и время поиграть и пообщаться в хорошей компании на прекрасном берегу прекрасного Белого моря.
Ориентировочный распорядок дня*.
Все дни, кроме первого дни будут построены по одному плану. Один день – одна тема.
Центральным событием каждого дня будет экскурсия, а все остальные занятия - лекции, семинары, практические занятия и обсуждения - будут расширять и закреплять тему экскурсии.
Завтраки и ужины будут проходить в туристическом центре. Обеды – чаще на выходе, иногда – также в туристическом центре, в зависимости от продолжительности, дальности и содержания выхода.
Часы |
Занятия |
9:00 |
Подъем. |
9:15 – 9:45 |
Завтрак. |
10:00 – 13:00 |
Занятия и экскурсии. |
13:00 – 14:00 |
Обед и отдых. |
14:00 – 17:00 |
Экскурсия или биологические занятия. |
17:00 – 19:00 |
Занятие в лаборатории или лекция. |
19:00 – 20:00 |
Ужин. |
20:00 – 21:45 |
Баня. Игры. Вечерние посиделки у камина. |
22:00 |
Отбой. |
*Расписание приведено для всех дней, кроме первого. Первый день программы будет отличаться от всех остальных; сразу по приезду необходимо решить много организационных задач. В их число входит знакомство, брифинг, отдых после дороги. К выполнению содержательных занятий программы мы приступим после обеда.
Ориентировочная программа по дням.
1 день. Знакомство.
Прибытие в туристический центр «Полярный Круг».
Завтрак, размещение, инструктаж по технике безопасности. Отдых.
Рассказ о программе: что изучает биология? Понятие фундаментальной и прикладной науки. Зачем общество тратит средства на исследования в области биологии?
В первый день мы совершим морскую прогулку на остров Оленевский с костром, чаем и перекусом на острове. Биологическая экскурсия по литорали (приливно-отливной зоны моря).
Обед в лагере.
Практическое занятие в лаборатории по изучению микроскопических животных литоральной и сублиторальной зоны.
Лекция.
Ужин.
Игры.
Отбой.
2 день. Экосистема: тайга. Стратегии выживания растений в условиях Арктики.
Географическая зональность и основные факторы, влияющие на образование и закрепление определенного типа растительности. Основные характеристики тайги.
Прогулка-экскурсия по таежному лесу и к вековой сосне. Знакомство с северной тайгой. Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:
Почему в зоне северной тайги так много вечнозеленых растений? Какие приспособления помогают выживать растениям в условиях Арктического климата? Как отличается общая продуктивность лесов средней полосы и лесов северной тайги? Как в этих лесах отличается урожайность ягод и семян? Как растения могут рассказать об изменениях климата? Основы дендрохронологии. Взятие образцов – кернов. Как вырубки лесов и активная заготовка древесины по берегам Белого моря в XVII - XX веках повлияла на сегодняшнее состояние и урожайность таежных лесов? Кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне?
Занятие по дендрохронологии. Подсчет годичных колец. Замеры прироста годового диаметра деревьев. Практическая работа по оценке прироста биомассы хвойных растений за последние 50 – 100 лет и зависимость этого прироста от стремительно меняющегося климата.
Лекция.
Ужин.
Баня.
3 день. Знакомство с экосистемой озера.
Завтрак.
Выход на озеро. Прогулка до истока реки Нильмы. Знакомство с гидротехническими сооружениями на небольшой таежной речке. История местного лесного промысла.
Экосистема верхового болота.
Верховое болото можно назвать уникальным северным природным сообществом, кладовой солнца. Разберем основы фотосинтеза и дыхания, а также химические превращения кислорода, углекислого газа и органического вещества, образующихся на верховых болотах. Разберем, почему верховые болота являются одними из самых мощных доноров кислорода на планете и какое влияние на климат оказывает выделение в атмосферу больших объемов кислорода и метана одновременно. Промерим мощность торфяного слоя.
Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям.
Возвращение в туристический центр. Обед.
Лекция.
Вечером семинар – игра о профессиях будущего. Участникам предлагается погрузиться в размышления и дискуссию на тему возможной деятельности через 100-300 лет. Вводная часть: рассказ про историю человечества, неолитическую революцию, индустриальную революцию и её суть, развитие искусства и медицины, развитие искусственного интеллекта и космических полётов и т.д.
Презентация тем самостоятельных работ. Выбор темы исследований.
4 день. День науки.
Сбор материала по выбранной теме.
Обед в лагере.
После обеда: экскурсия в питомник ездовых собак и экскурсия в питомник северных оленей.
Лекция.
Ужин. Игры, баня, отбой.
5 день. Самостоятельная работа.
Экосистема: планктон.
Берем планктонные сети и сачки. Достаем планктонные организмы с разных глубин: причала, на Морском пороге, в районе Крестовых островов. Планктон – микроскопический и гигантский. Кто на Земле производит больше всех кислорода? Уж не планктон ли? Примеры удивительных метаморфозов планктонных жителей.
Обед.
Во второй половине дня: сообщения по темам самостоятельных работ.
Вечером дискуссия. Поговорим о путях развития человека и человеческого общества. Различные сценарии «конца света». Пути возможного эволюционного развития человечества. Какие опасности несет цивилизации нашему виду? Как обходить эти опасности? Как увеличить вероятность устойчивого развития нашей цивилизации на Земле.
Ужин. Завершение программы. Отъезд.
Возможно изменение в ходе выполнения программы по погодным и другим условиям.
Организационная информация по программе
Список вещей, которые необходимо ребенку взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!
Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе .
Последние новости и репортажи
"Исследовательский профиль" в январские каникулы. Приглашаем ребят!