Туристический центр «Полярный круг»
+7 (499) 110-90-80

ЗИМА и ВЕСНА: Исследовательская программа «Арктика и мы»


Арктика – это удивительная часть нашей планеты. Как и вся Планета Земля, Арктика становится все более ранимой и незащищенной от неосторожного использования человеком современных технологий.

Что может защитить земную среду от негативных воздействий? Парадоксально, но, видимо, также технологии. В какую же сторону будет направлено воздействие Человека - в сторону повреждения и разрушения или в сторону сохранения и развития? Во многом это будет зависеть от стремлений и знаний будущих поколений.

Мы верим, что чем больше люди будут знать о взаимосвязи между элементами живой и неживой природы Арктического региона, тем больше вероятность принятия в будущем решений, направленных на сохранение природной среды. 

Цель программы «Арктика и мы» - развитие сообщества людей, неравнодушных к грамотному сохранению арктической природы на базе научных знаний и технологий. Все занятия программы будут ориентированы на создание и развитие у участников целостной картины структуры и функционирования Арктики как комплекса экосистем в условиях изменяющегося климата. Мы будем изучать факторы, влияющие на климат: астрономические, геологические, техногенные.  И постараемся разобраться, как климат влияет на жизнь обитателей Земли. 

Содержание программы.

Каждый день программы построен вокруг экскурсионного выхода на природу и включает в себя теоретические и практические занятия. 

Большая часть таких выходов на природу содержит в себе привал с отдыхом, чаем и трапезой около таежного костра. Мы учим детей походным и экспедиционным практикам, например, правильно использовать одежду в походе, разводить костер, готовить чай и еду на костре, пользоваться лыжами, строить убежища от ветра из снега, безопасно передвигаться по льду, ориентироваться в лесу. 

Все занятия в программе перемежаются с играми (либо активными, либо интеллектуальными), общением, песнями, посещением русской бани. Эти мероприятия направлены на развитие социальных навыков и радость от пребывания на Севере. 

Ориентировочный распорядок дня.

Первый день программы будет отличаться от всех остальных, так как сразу по приезду необходимо решить много организационных задач. В их число входит знакомство, вводный инструктаж, отдых после дороги. К выполнению содержательных занятий программы мы приступим после обеда. 

Остальные дни будут построены примерно по одному плану. Каждый день будет посвящен одной теме. Центральным событием дня будет экскурсия, а все остальные занятия - лекции, семинары, практические занятия и обсуждения - будут расширять и закреплять тему экскурсии. 

Ориентировочная программа по дням.

Возможны изменения в ходе выполнения программы по погодным, ледовым и другим условиям.

1-й день. Знакомство с экосистемами местности: моря, литоральной зоны и тайги.

1.   Вводная лекция. 
Определение целей и задач программы. Где мы? 

Изучим карту. Где находится Белое море, Кандалакшский залив и туристический центр «Полярный Круг». Разберем понятие «географический полярный круг», обсудим, как географическая широта, рельеф и морской климат влияют на природное разнообразие региона. 

2.   Экскурсия.

Осмотр окрестностей. Знакомство с карельской деревней Нильмогуба и местными условиями жизни людей. Краткий экскурс в историю заселения, освоения и современного состояния жизни людей на Белом море.  Карелы и поморы. Обзор старинных и современных промыслов и хозяйственной деятельности на Белом море. 

Выход на морскую прибрежную полосу в окрестностях туристического центра на остров Большой Епишкин. Здесь, на острове, мы познакомимся таежной и морской экосистемами, прогуляемся по литорали – береговой полосе, освобождающейся во время отлива и заливающейся водой в прилив.  Изучим строение морского льда и произведем первые замеры толщины ледового покрова.  Во время прогулки будет проведена биологическая экскурсия, мы рассмотрим и соберем прибрежных животных.

После прогулки соберемся у таежного костра. Нас ждут игры, чай и перекус на острове.

3.   Лекция.
«Введение в климатологию. Основные факторы, закономерности и динамика климатических изменений.  Выявление связей и зависимостей». 

Задачи и методы исследования состояния и динамики отдельных климатических показателей и изменения картины климата в целом. Необходимость мониторинговых исследований.

4.    Вечерние игры у камина. 

Мы предложим на выбор настольные игры, которые проведут вожатые-игроведы. 

2-й день. Морской день. 

1.   Лекция.  «Физика и астрономия на страже приливов и отливов».

Какие силы влияют на периодичность и амплитуду морских приливов? Как зависит жизнь всех живых существ от приливной-отливной полосы в прибрежной зоне арктических морей? 

2.   Практическое занятие. 

Тренинг на командообразование. Тренинг будет состоять из нескольких этапов спортивных и интеллектуальных заданий, упражнений на координацию действий и взаимопомощь. Мы стремимся к тому, чтобы все участники начали чувствовать себя одной командой: получили навыки решения задач и получили радость от совместного найденных решений.

3.   Экскурсия. Литораль. 

Снегоходная биологическая экскурсия на Морской порог. Наблюдение за разворотом течения. Обсуждение правил безопасности при передвижении по морскому льду, использование спасательных жилетов. 

Цель экскурсии: наблюдение за сменой прилива и отлива, знакомство с обитателями литорали. Для более глубокого понимания жизни обитателей литорали обсудим разнообразие стратегий выживания на литорали. Узнаем о влиянии различных абиотических факторов на жизнь моря.

На отливе открывается часть берега, и мы можем понаблюдать и собрать литоральных и прибрежных животных, таких как морские желуди – балянусы, кольчатые черви – пескожилы, мидии, морские звезды, сидячие медузы, голожаберные моллюски, литорины и другие беспозвоночные. На берегу и в мелкой части моря мы увидим заросли морской капусты – ламинарии, сады бурых водорослей – фукусов, а также красные и зеленые водоросли. 

4.   Практическое занятие

Занятие в лаборатории, посвященное адаптациям литоральных животных и семинар - обсуждение зависимости обитателей прибрежной зоны от изменений климата. 

5.   Самостоятельные исследовательские работы.
Выбор тем самостоятельных работ.

Вечером мы обсудим с участниками программы темы самостоятельных работ, связанных с разными факторами и объектами Арктики и объединенных общей уязвимостью и зависимостью от быстро меняющегося климата. Создадим рабочие группы по выбранным темам, наметим план работ.

6.   Игры и общение у камина.

3-й день. «Кладовая солнца» -  верховое болото. 

1.   Лекция: Удивительная арктическая экосистема - верховое болото. 

Как живет болото? Сколько кислорода, тепла и торфа производит оно за год? Сколько воды сохраняет и накапливает? Как меняется со временем экосистема болота?

2.   Экскурсия на верховое болото. 

Мы посмотрим и промерим мощность торфяного горизонта, отберем пробы торфа. Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям. Рассмотрим особенности процессов фотосинтеза и дыхания, а также химические превращения кислорода, углекислого газа и органического вещества, образующейся на верховых болотах. Разберем, почему верховые болота являются одними из самых мощных доноров кислорода на планете, и какое влияние на климат оказывает выделение в атмосферу больших объемов кислорода и метана одновременно. 

Как практическое хозяйственное использование болот: мелиорация, осушение болот и выработка торфа на болотах, влияет на климат?

Во время экскурсии будет выделено время для сбора первичных данных для выполнения самостоятельных работ.

3.   Самостоятельные исследовательские работы. 

Обработка собранного за день материала. Измерения, протоколирование результатов, перенесение данных из полевых дневников в электронную базу.

4.   Семинар. Воздействие человека на изменение состава атмосферного воздуха и климат планеты.

5.   Вечерний сбор и игры у камина.

4-й день. Тайга.

1.   Лекция.

Географическая зональность и основные факторы, влияющие на образование и закрепление определенного типа растительности. Основные характеристики тайги. 

2.   Экскурсия. Таежный лес. 

Прогулка-экскурсия по таежному лесу и к вековой сосне.  Знакомство с северной тайгой.

Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

Почему в зоне северной тайги так много вечнозеленых растений? Какие приспособления помогают выживать растениям в условиях Арктического климата? Как отличается общая продуктивность лесов средней полосы и лесов северной тайги? Как в этих лесах отличается урожайность ягод и семян? Как растения могут рассказать об изменениях климата? Основы дендрохронологии. Взятие образцов – кернов. Как вырубки лесов и активная заготовка древесины по берегам Белого моря в XVII - XX веках повлияла на сегодняшнее состояние и урожайность таежных лесов? Кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне? 

3.   Экскурсия в питомник северных оленей. 

Знакомство и общение с прекрасными северными животными. Рассказ про кочевые культуры Арктики. Мы познакомимся с биологией оленей, узнаем, как северные народы в северотаежной и тундровой зоне используют северных оленей. Покормим и пообщаемся с этими милыми животными.

4.   Практическое занятие. 

Занятие по дендрохронологии. Подсчет годичных колец. Замеры прироста годового диаметра деревьев.  Практическая работа по оценке прироста биомассы хвойных растений за последние 50 – 100 лет и зависимость этого прироста от стремительно меняющегося климата.

5.   Семинар
Дендрохронологическая летопись природы. Что можно узнать у старых деревьев?

6.   Время для выполнения самостоятельных работ. 

7.   Интеллектуальные игры. 

Эволюция – настольная игра, развивающая биологическое и стратегическое мышление. Игра наглядно знакомит детей с вопросами эволюционного процесса. 

5-й день. Геология.

1.   Лекция.
Древние и современные геологические процессы на Беломоро-Балтийском щите.

История арктических оледенений и воздействие глобальных климатических изменений прошлого на современное состояние литосферы.  Минералы и горные породы. Типы горных пород. 

2.   Экскурсия: Геологическая экскурсия на Каньон «Панфилова Варака».

Мы познакомимся с древними магматическими горными породами на срезе живописного Каньона. Возраст этих скальных обнажений более полутора миллиардов лет. Соберем образцы минералов и горных пород. Поговорим о практическом применении карельских руд и горном деле в Арктике.

Рассказ о картировании местности: как на смену теодолиту и нивелиру пришла спутниковая съемка. Осмотр геодезической вышки на Каньоне. 

3.   Семинар.

О чем нам расскажут отложения морского дна? Как высоко от нынешнего уровня моря можно найти современные донные отложения и почему?

4.   Время для выполнения самостоятельных работ. 

5.   Вечером: настольные игры, песни под гитару.

6-й день. День каюра. 

1.   Лекция

Ездовые собаки. История ездовых собак и ездовой спорт.

2.   Экскурсия

Экскурсия в собачий питомник с рассказом о разных породах северных ездовых собак. Знакомство и общение с собаками.  

3.   Практическое занятие.

Имитация езды на упряжке собак в нарте, обучение управлению нартой, прицепленной к снегоходу. Самостоятельное управление собачьей упряжкой из 2-3 собак в сопровождении инструктора.

4.   Защита самостоятельных работ. 

5.   Вручение дипломов и подарков. Отъезд. 


Темы самостоятельных работ.

 Примеры тем для самостоятельных работ, которые могут быть предложены детям:

1. Дендрохронология.

Цель данного исследования состоит в выявлении закономерностей динамики скорости ежегодного прироста древесины и корреляций данной динамики с климатическими изменениями. Результатами данной работы должны стать график средних приростов древесины за последние 100-150 лет в районе исследования, выявление корреляций данного графика с изменением климатических факторов и создание методики, позволяющей проводить подобные исследования в других районах и осуществлять сравнительный анализ получаемых результатов.

2. Исследования снежного покрова.

Одной из важных составляющих климатической системы в высоких широтах является снежный покров. Благодаря высокой отражательной способности и низкой теплопроводности снежный покров играет важную роль в энергетическом балансе экосистем, а накапливаемый в снежном покрове запас воды – в водном балансе. Мониторинг изменений основных его характеристик также позволяет оценивать климатические аномалии. 

В районе туристического центра «Полярный Круг» планируется заложить три постоянные наблюдательные площадки с проведением регулярных наблюдений за высотой снежного покрова. Проведение постоянных климатических наблюдений с накоплением данных по основным характеристикам снежного покрова (максимальная за зимний период высота снежного покрова; число дней со снегом, максимальный зимний период запаса воды в снеге, даты появления первого снега и образования устойчивого снежного покрова) предоставят ряды данных для самостоятельной оценки аномалий климатических переменных. 

3. Фенология и динамика численности морского и озерного планктона.

Жизненные циклы планктонных организмов зависят от климатических факторов и могут быть хорошими маркерами климатических изменений. Наблюдения и фиксация отдельных фенологических событий в жизни обитателей водоемов могут позволить выявить изменения, происходящие в жизни животных и водорослей в ответ на изменения климата. Для проведения данной работы надо выбрать несколько видов планктонных организмов, массово встречающихся в исследуемом водоеме в данное время года, определить фазы жизненного цикла, на которых находятся данные организмы. Существенной характеристикой будет и численность каждого из исследуемых видов. Результаты собираемых наблюдений должны собираться в единую базу данных, которая позволит проводить статистическую обработку данных и последующий анализ на предмет выявления корреляций с климатическими факторами. 

Руководитель программы: Сафонов Михаил Валерьевич


Организационная информация по программе:

Список вещей, которые необходимо ребенку взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!

Мы будем рады, если дети, которые любят кататься на лыжах, привезут лыжи на нашу программу. С удовольствием организуем для любителей лыж лыжные прогулки и дополнительные занятия по технике катания.

Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе


Последние новости и репортажи

Июньские смены в детском лагере. Есть места.
Июньские смены в детском лагере. Есть места.