Туристический центр «Полярный круг»
+7 (499) 110-90-80

ЛЕТО: Программа «Беломорская биологическая практика для школьников»

Ближайшие даты программы

Возраст Даты Руководитель программы Стоимость Бронирование
12 - 17 05.07.2024 - 14.07.2024 Уточняется от 96 000 руб Забронировать

Белое море – это энциклопедия живой природы под открытым небом! Этот удивительный и прекрасный край издавна манит к себе путешественников, романтиков и исследователей. Каменистые берега, водная гладь и необитаемые острова до сих пор хранят множество загадок.

Приглашаем школьников, увлеченных биологией, погрузиться в природу Арктики.

Предлагаемая программа совмещает в себе образовательные и исследовательские практики. Ребят ждут познавательные занятия по морской и «сухопутной» зоологии, ботанике, гидробиологии, морские и пешие путешествия по красивейшим берегам и островам Белого моря, множество наблюдений, бесценный личный опыт и просто хороший отдых на природе в кругу единомышленников.

В ходе программы мы будем проводить наблюдения за обитателями моря, выявлять и описывать адаптации, выявлять закономерности жизненных циклов, определять границы сообществ, читать следы на песке, заглядывать в прошлое, используя буры и керны. Кульминацией программы будет проведение и защита самостоятельного исследования.

22.png

Ожидаемые образовательные результаты программы:

После прохождения данной программы каждый участник будет знать и уметь:

- знать основное разнообразие растений (минимум 15-20 видов), называть

определительные признаки, отличать растения между собой;

- группировать растения по экосистемам: верховое болото, низовое болото,

приморский луг, пойменный луг, суходольный луг, хвойный лес, смешанный лес;

- знать основное разнообразие литоральных водорослей (около 10 видов),

называть отличительные признаки, отличать водоросли между собой;

- знать основное разнообразие литоральных животных (около 20 видов),

называть определительные признаки, отличать животных между собой;

- уметь работать с определителями по ключам;

- уметь работать с микроскопом и бинокуляром;

- зарисовывать объекты, выделять на рисунке ключевые признаки;

- знать основные черты строения изучаемых типов животных;

- знать основные черты строения растений;

- знать основное разнообразие лишайников (около 10 видов), называть

определительные признаки, отличать лишайники между собой;

- уметь определять лишайники по ключам;

- знать основное разнообразие морских птиц и рыб;

- формулировать исследовательский вопрос;

- выстраивать причинно-следственные связи;

- формулировать гипотезу;

- делать выводы из фактов и наблюдений;

- сравнивать объекты живой природы;

- знать минимум информации по биологии массовых видов.

 

Ориентировочный распорядок дня

Основным контентом программы являются разнообразные биологические занятия: экскурсии, лабораторные практикумы, лекции и семинары. Помимо этого, в программу включены туристические занятия: детям предстоит освоить базовые навыки организации бивуака, походной кулинарии, правила безопасного пребывания в дикой природе. Также, исходя из интересов детей, мы предложим им факультативные занятия (рыбалка, спортивные игры, творческие занятия), и, конечно, будет вместе отдыхать – играть, петь песни под гитару и обсуждать интересные темы у вечернего костра.


Часы

Занятия

9:00

Подъем

9:15 – 9:40

Зарядка

9:40 – 10:30

Завтрак

10:30 – 13:30

Экскурсии и занятия по программе.

13:30 – 14:30

Обед и отдых

14:30 – 17:30

Экскурсия или биологические занятия

18:00 – 19:00

Занятия в лаборатории

19:00 – 20:00

Ужин

20:00 – 22:45

Игры и лекции

23:00

Отбой


Ориентировочная программа по дням

1-ый день

Знакомство.

1. Поселение и быт. 

По прибытии мы завтракаем и идем в баню на территории туристического центра. Дальше переезжаем к месту расположения лагеря на моторных катерах. Разворачиваем лагерь, ставим палатки, знакомимся с окрестностями.

2. Экскурсия. 

Первая прогулка по окрестностям лагеря и по берегу моря. Поговорим про приливы/отливы, выделим сообщества, которые видим вокруг, сформулируем исследовательские вопросы.

После прогулки обсудим программу и ее цели: какие будут занятия, что мы будем делать. Сформируем установку на самостоятельную работу: каждый должен будет сформулировать исследовательский вопрос, а затем придумать эксперимент или исследование, чтобы найти ответ.

3. Лекция: Белое море: география, биология, история.


2-ой день.

Литораль.

1. Экскурсия – практикум. Литоральные животные и водоросли: сбор животных на литорали, сбор планктонных животных, эпифитных, грунтожителей и всех, кого найдем. Параллельно поговорим о методах исследований моря и морских обитателей.

 
2. Лабораторные занятие по литоральным животным.
Основная задача - научиться рассматривать животных, выделять ключевые признаки, конспектировать. Разбор животных: определение, зарисовка, изучение строения.

 
3. Лекция: “Что интересного было в биологии за последние годы”.

 

3-ий день

Верховое болото.

1. Экскурсия

Болото и растительные сообщества. Идем на болото. По дороге вспоминаем ботанику. На болоте учимся узнавать основные болотные виды, обсуждаем ксероморфный облик болотных растений, роль верховых болот; берем с собой торф. Обсуждаем хищные растения. Собираем растения на определение и на гербарий. Берем пробы воды, анализируем в лаборатории, записываем результаты.

2. Лабораторное занятие по ботанике: учимся работать с определителем по ключам, определяем растения.

 

4-ый день.

Остров Кастьян.

  1. Морская экскурсия на остров Кастьян.

Изучаем геологию Кастьяна. Знакомимся с уникальными сообществами – литоральными ваннами. Изучаем видовой и химический состав литоральных ванн.

Отмечаем ботанические виды Кастьяна, собираем образцы. Обсуждаем лечебные свойства растений. Почему у множества растений они есть? Зачем

растениям вещества, которые люди называют «лекарственными»?

  1. Орнитологическая экскурсия на луды около Кастьяна.

  1. Лабораторная работа: разбор собранного материала, работа с ботаническими или зоологическими объектами, анализ воды, запись результатов анализа в таблицу, вскрытие яиц.

 

5-ый день.

ББС МГУ. Тайга.

1.  Выезд на катерах на Беломорскую Биологическую станцию Московского университета.

ББС МГУ - научное и учебное подразделение Московского университета, где круглый год ведутся исследования Белого моря, проходят учебные студенческие практики Биостанция имеет современную материально-техническую базу и создает прекрасную среду для обучения молодых ученых и занятий наукой. На биостанции нас ждут:

- Экскурсия в «Малую аквариалку».

- История водолазного дела на биостанции.

- Экскурсия по уникальному полярному Ботаническому саду биостанции.

- Рассказ об истории ББС.

После посещения биостанции и обеда мы отправимся в пешее путешествие по Киндо-полуострову и Кислой губе. Посмотрим на окружающие нас природные сообщества, познакомимся с различными экосистемами и их сменой на местности. Обсудим роли разных организмов в экосистемах и стратегии выживания растений в условиях севера.

Поговорим про симбиозы и их роль в развитии жизни на Земле. Обсудим, кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне.

Соберем образцы грибов и лишайников.

2.  Лабораторное занятие, посвященное грибам и лишайникам: строение, особенности, отличия.

3. Лекция про научный дайвинг и изучение морских животных, суперспособности морских животных.


6-ой день.

Биологическая экскурсия в старинную поморскую деревню Черная речка.

1. Эстуарий реки – место континуальной смены пресноводных и морских организмов.

 Обсуждение стратегий организмов, зависящая от смены солености воды. Измеряем параметры воды, смотрим, как определить, где заканчивается река и начинается море.

2. Экскурсия в деревню, история биостанции в Черной речке.

3. Обсуждение предстоящих самостоятельных исследовательских проектов.


7-ой день.

1. Начало работы над самостоятельными исследовательскими проектами.

2. Лабораторное занятие: вскрытие морской звезды/ рыбы/ мидии.

3. Вечерняя лекция про генную инженерию.


8-ый день

1. Продолжение работы над самостоятельными исследовательскими проектами.

2. Лабораторное занятие.

Изучим ризоиды ламинарий и сообщества организмов, живущих в ризоидах, а также обитателей глубин. Рассмотрим и проанализируем отличия литоральных и глубоководных животных.

3. Продолжение подготовки самостоятельной работы к защите.


9-ый день

День защиты исследовательских проектов.

1 Зачетные мероприятия:

- ботаническое ориентирование

- зачет по рисункам

2.После зачетов – доделывание работ.

3.Кульминация программы: защита исследовательских проектов.

Подведение итогов работы, обратная связь от преподавателей.


10-ый день

День труда и отдыха.

1. Сбор лагеря. Переезд в туристический центр.

2. Обед и отдых в туристическом центре: баня, экскурсии к северным оленям и ездовым собакам.

3. Закрытие программы, вручение дипломов и подарков.

Прощаемся, планируем будущие встречи. Отъезд.


Даты программы:

4 - 13 июля 2023, 10 полных дней.

Выезд из Москвы 3 июля 2023 в 0:40 (в ночь со 3 на 4 июля) с Ленинградского вокзала, поезд №16 «Арктика» до станции Чупа. Время в дороге 28 часов.

Возвращение в Москву 15 июля 2023 в 07:15 на Ленинградский вокзал, поезд №15 «Арктика».

Как организовано проживание и питание?

Дети будут жить в оборудованном палаточном лагере в 7 минутах езды на катере от туристического центра и детского лагеря «Полярный Круг» на живописном берегу Белого моря.

В лагере в наличии: палатки для проживания детей и проживания преподавателей и вожатых, полевая кухня, полевая лаборатория, оборудованная бинокулярами, походная баня, санитарные палатки для гигиенических процедур, площадка для игр и отдыха.

Завтраки, обеды и ужины будут проходить в палаточном лагере. Наши вожатые-повара обеспечат полноценное питание и разнообразие походной кухни. Дети будут поочередно принимать посильное участие в приготовлении пищи.

В дни заезда и отъезда, а также не менее трех раз в течение программы у детей будет возможность посетить русскую баню или горячий душ на территории туристического центра.

В день заезда также будет организован осмотр участников врачом медицинского пункта туристического центра. Также врач при необходимости будет принимать пациентов на территории палаточного лагеря или в медицинском пункте туристического центра.

В стоимость входит: 

размещение в палаточном лагере, питание, программа.

Дополнительно оплачивается: 

- проезд по железной дороге до станции Чупа и обратно. Ориентировочно стоимость проезда по маршруту Москва – Чупа - Москва, включая горячее питание, медицинское и вожатское сопровождение, составляет 16 000 рублей. 

- трансфер от станции Чупа до туристического центра Полярный Круг и обратно. Стоимость группового трансфера 4100 в две стороны. 

Программа рекомендуется для детей, закончивших 6-11 классы, заинтересованных в изучении биологии. Запись в программу происходит через собеседование с преподавателями. 

Старший преподаватель: преподаватель с 10-летним стажем, Нина Горшкова.


Организационная информация по программе:

Список вещей, которые необходимо ребенку взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!

Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе .