ЛЕТО: Программа «Беломорская биологическая практика для школьников»
Ближайшие даты программы
Возраст | Даты | Руководитель программы | Стоимость | Бронирование |
---|---|---|---|---|
12 - 17 | 05.07.2023 - 14.07.2023 | Дарья Акимова | от 81 000 руб | Забронировать |
Белое море – это энциклопедия живой природы под открытым небом! Этот удивительный и прекрасный край издавна манит к себе путешественников, романтиков и исследователей. Каменистые берега, водная гладь и необитаемые острова до сих пор хранят множество загадок.
Приглашаем школьников, увлеченных биологией, погрузиться в природу Арктики.
Предлагаемая программа совмещает в себе образовательные и исследовательские практики. Ребят ждут познавательные занятия по морской и «сухопутной» зоологии, ботанике, гидробиологии, морские и пешие путешествия по красивейшим берегам и островам Белого моря, множество наблюдений, бесценный личный опыт и просто хороший отдых на природе в кругу единомышленников.
В ходе программы мы будем проводить наблюдения за обитателями моря, выявлять и описывать адаптации, выявлять закономерности жизненных циклов, определять границы сообществ, читать следы на песке, заглядывать в прошлое, используя буры и керны. Кульминацией программы будет проведение и защита самостоятельного исследования.
Ожидаемые образовательные результаты программы:
После прохождения данной программы каждый участник будет знать и уметь:
- знать основное разнообразие растений (минимум 15-20 видов), называть
определительные признаки, отличать растения между собой;
- группировать растения по экосистемам: верховое болото, низовое болото,
приморский луг, пойменный луг, суходольный луг, хвойный лес, смешанный лес;
- знать основное разнообразие литоральных водорослей (около 10 видов),
называть отличительные признаки, отличать водоросли между собой;
- знать основное разнообразие литоральных животных (около 20 видов),
называть определительные признаки, отличать животных между собой;
- уметь работать с определителями по ключам;
- уметь работать с микроскопом и бинокуляром;
- зарисовывать объекты, выделять на рисунке ключевые признаки;
- знать основные черты строения изучаемых типов животных;
- знать основные черты строения растений;
- знать основное разнообразие лишайников (около 10 видов), называть
определительные признаки, отличать лишайники между собой;
- уметь определять лишайники по ключам;
- знать основное разнообразие морских птиц и рыб;
- формулировать исследовательский вопрос;
- выстраивать причинно-следственные связи;
- формулировать гипотезу;
- делать выводы из фактов и наблюдений;
- сравнивать объекты живой природы;
- знать минимум информации по биологии массовых видов.
Ориентировочный распорядок дня
Основным контентом программы являются разнообразные биологические занятия: экскурсии, лабораторные практикумы, лекции и семинары. Помимо этого, в программу включены туристические занятия: детям предстоит освоить базовые навыки организации бивуака, походной кулинарии, правила безопасного пребывания в дикой природе. Также, исходя из интересов детей, мы предложим им факультативные занятия (рыбалка, спортивные игры, творческие занятия), и, конечно, будет вместе отдыхать – играть, петь песни под гитару и обсуждать интересные темы у вечернего костра.
Часы |
Занятия |
9:00 |
Подъем |
9:15 – 9:40 |
Зарядка |
9:40 – 10:30 |
Завтрак |
10:30 – 13:30 |
Экскурсии и занятия по программе. |
13:30 – 14:30 |
Обед и отдых |
14:30 – 17:30 |
Экскурсия или биологические занятия |
18:00 – 19:00 |
Занятия в лаборатории |
19:00 – 20:00 |
Ужин |
20:00 – 22:45 |
Игры и лекции |
23:00 |
Отбой |
Ориентировочная программа по дням
1-ый день
Знакомство.
1. Поселение и быт.
По прибытии мы завтракаем и идем в баню на территории туристического центра. Дальше переезжаем к месту расположения лагеря на моторных катерах. Разворачиваем лагерь, ставим палатки, знакомимся с окрестностями.
2. Экскурсия.
Первая прогулка по окрестностям лагеря и по берегу моря. Поговорим про приливы/отливы, выделим сообщества, которые видим вокруг, сформулируем исследовательские вопросы.
После прогулки обсудим программу и ее цели: какие будут занятия, что мы будем делать. Сформируем установку на самостоятельную работу: каждый должен будет сформулировать исследовательский вопрос, а затем придумать эксперимент или исследование, чтобы найти ответ.
3. Лекция: Белое море: география, биология, история.
2-ой день.
Литораль.
1. Экскурсия – практикум. Литоральные животные и водоросли: сбор животных на литорали, сбор планктонных животных, эпифитных, грунтожителей и всех, кого найдем. Параллельно поговорим о методах исследований моря и морских обитателей.
2. Лабораторные занятие по литоральным животным.
Основная задача - научиться рассматривать животных, выделять ключевые признаки, конспектировать. Разбор животных: определение, зарисовка, изучение строения.
3. Лекция: “Что интересного было в биологии за последние годы”.
3-ий день
Верховое болото.
1. Экскурсия
Болото и растительные сообщества. Идем на болото. По дороге вспоминаем ботанику. На болоте учимся узнавать основные болотные виды, обсуждаем ксероморфный облик болотных растений, роль верховых болот; берем с собой торф. Обсуждаем хищные растения. Собираем растения на определение и на гербарий. Берем пробы воды, анализируем в лаборатории, записываем результаты.
2. Лабораторное занятие по ботанике: учимся работать с определителем по ключам, определяем растения.
4-ый день.
Остров Кастьян.
- Морская экскурсия на остров Кастьян.
Изучаем геологию Кастьяна. Знакомимся с уникальными сообществами – литоральными ваннами. Изучаем видовой и химический состав литоральных ванн.
Отмечаем ботанические виды Кастьяна, собираем образцы. Обсуждаем лечебные свойства растений. Почему у множества растений они есть? Зачем
растениям вещества, которые люди называют «лекарственными»?
- Орнитологическая экскурсия на луды около Кастьяна.
- Лабораторная работа: разбор собранного материала, работа с ботаническими или зоологическими объектами, анализ воды, запись результатов анализа в таблицу, вскрытие яиц.
5-ый день.
ББС МГУ. Тайга.
1. Выезд на катерах на Беломорскую Биологическую станцию Московского университета.
ББС МГУ - научное и учебное подразделение Московского университета, где круглый год ведутся исследования Белого моря, проходят учебные студенческие практики Биостанция имеет современную материально-техническую базу и создает прекрасную среду для обучения молодых ученых и занятий наукой. На биостанции нас ждут:
- Экскурсия в «Малую аквариалку».
- История водолазного дела на биостанции.
- Экскурсия по уникальному полярному Ботаническому саду биостанции.
- Рассказ об истории ББС.
После посещения биостанции и обеда мы отправимся в пешее путешествие по Киндо-полуострову и Кислой губе. Посмотрим на окружающие нас природные сообщества, познакомимся с различными экосистемами и их сменой на местности. Обсудим роли разных организмов в экосистемах и стратегии выживания растений в условиях севера.
Поговорим про симбиозы и их роль в развитии жизни на Земле. Обсудим, кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне.
Соберем образцы грибов и лишайников.
2. Лабораторное занятие, посвященное грибам и лишайникам: строение, особенности, отличия.
3. Лекция про научный дайвинг и изучение морских животных, суперспособности морских животных.
6-ой день.
Биологическая экскурсия в старинную поморскую деревню Черная речка.
1. Эстуарий реки – место континуальной смены пресноводных и морских организмов.
Обсуждение стратегий организмов, зависящая от смены солености воды. Измеряем параметры воды, смотрим, как определить, где заканчивается река и начинается море.
2. Экскурсия в деревню, история биостанции в Черной речке.
3. Обсуждение предстоящих самостоятельных исследовательских проектов.
7-ой день.
1. Начало работы над самостоятельными исследовательскими проектами.
2. Лабораторное занятие: вскрытие морской звезды/ рыбы/ мидии.
3. Вечерняя лекция про генную инженерию.
8-ый день
1. Продолжение работы над самостоятельными исследовательскими проектами.
2. Лабораторное занятие.
Изучим ризоиды ламинарий и сообщества организмов, живущих в ризоидах, а также обитателей глубин. Рассмотрим и проанализируем отличия литоральных и глубоководных животных.
3. Продолжение подготовки самостоятельной работы к защите.
9-ый день
День защиты исследовательских проектов.
1 Зачетные мероприятия:
- ботаническое ориентирование
- зачет по рисункам
2.После зачетов – доделывание работ.
3.Кульминация программы: защита исследовательских проектов.
Подведение итогов работы, обратная связь от преподавателей.
10-ый день
День труда и отдыха.
1. Сбор лагеря. Переезд в туристический центр.
2. Обед и отдых в туристическом центре: баня, экскурсии к северным оленям и ездовым собакам.
3. Закрытие программы, вручение дипломов и подарков.
Прощаемся, планируем будущие встречи. Отъезд.
Даты программы:
5 - 14 июля 2023, 10 полных дней.
Выезд из Москвы 4 июля 2023 в 0:40 (в ночь со 3 на 4 июля) с Ленинградского вокзала, поезд №16 «Арктика» до станции Чупа. Время в дороге 28 часов.
Возвращение в Москву 16 июля 2023 в 07:15 на Ленинградский вокзал, поезд №15 «Арктика».
Как организовано проживание и питание?
Дети будут жить в оборудованном палаточном лагере в 7 минутах езды на катере от туристического центра и детского лагеря «Полярный Круг» на живописном берегу Белого моря.
В лагере в наличии: палатки для проживания детей и проживания преподавателей и вожатых, полевая кухня, полевая лаборатория, оборудованная бинокулярами, походная баня, санитарные палатки для гигиенических процедур, площадка для игр и отдыха.
Завтраки, обеды и ужины будут проходить в палаточном лагере. Наши вожатые-повара обеспечат полноценное питание и разнообразие походной кухни. Дети будут поочередно принимать посильное участие в приготовлении пищи.
В дни заезда и отъезда, а также не менее трех раз в течение программы у детей будет возможность посетить русскую баню или горячий душ на территории туристического центра.
В день заезда также будет организован осмотр участников врачом медицинского пункта туристического центра. Также врач при необходимости будет принимать пациентов на территории палаточного лагеря или в медицинском пункте туристического центра.
Стоимость поездки на 1 человека: 81 000
В стоимость входит: размещение в палаточном лагере, питание, программа.
Дополнительно оплачивается:
- проезд по железной дороге до станции Чупа и обратно. Ориентировочно стоимость проезда по маршруту Москва – Чупа - Москва, включая горячее питание, медицинское и вожатское сопровождение, составляет 14 000 рублей.
- трансфер от станции Чупа до туристического центра Полярный Круг и обратно. Стоимость группового трансфера 4100 в две стороны.
Программа рекомендуется для детей, закончивших 6-11 классы, заинтересованных в изучении биологии. Запись в программу происходит через собеседование с преподавателями.
Руководитель программы: опытный педагог, заместитель директора туристического центра «Полярный Круг», Дарья Акимова.
Старший преподаватель: преподаватель с 10-летним стажем, Нина Горшкова.
Список вещей которые необходимо взять с собой приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!
Последние новости и репортажи

Приглашаем на детскую программу "Строим вместе"!