ЛЕТО: «Беломорские исследовательские экспедиции» с профилями «Естественные науки» и «Социально-гуманитарные науки». Совместный проект со школой «Летово»
Представляем научно-приключенческую программу «Беломорские исследовательские экспедиции» с профилями «Естественные науки» и «Социально-гуманитарные науки», созданную лагерем «Полярный Круг» совместно со школой «Летово».
Программа совмещает в себе исследование и приключение, занятия биологией, историей, социологией, морскую и туристическую подготовку. В программе принимают участие преподаватели кафедр естественных и социально-гуманитарных наук школы «Летово», а также преподаватели и вожатые лагеря.
Программа включает три блока:
1. Экотуризм и краеведение:
· знакомство с природой и историей русского севера;
· интересные рассказы об обитателях северного края: медведях, волках, тюленях, белухах, различных птицах и насекомых;
· общение с северными оленями и ездовыми собаками, знакомство с основами дрессировки;
· прогулки на пегматитовый каньон и верховое болото, изучение ископаемых горных пород и уникальных растений;
· морские прогулки на катерах на необитаемые острова, изучение северных ландшафтов, наблюдение за животными и птицами;
· экскурсии в старинную поморскую деревню и на Беломорскую Биостанцию МГУ.
2. Самостоятельная исследовательская работа: дополнительные профильные занятия со специалистами, сбор материала и подготовка проектов в мини-группах по естественнонаучному или социально-гуманитарному направлению. Перечень возможных тем проектов приведен ниже.
3. Активный отдых на свежем воздухе:
· утренняя зарядка;
· освоение базовых туристических навыков (постановка бивуака, разведение костра);
· групповые тренинги на взаимодействие;
· водно-туристическая подготовка: гребля на веслах и управление моторной лодкой, а также азы безопасного пребывания на воде;
· основы высотной подготовки, покорение веревочного городка, морские узлы;
· спортивные игры: футбол, волейбол, настольный теннис;
· русская баня;
· настольные игры, творческие факультативы и интеллектуальные дискуссии по вечерам.
Продолжительность программы: 10 полных дней (без учета дороги).
«Беломорские исследовательские экспедиции»: примерная программа* по дням
Профиль «Естественные науки» |
Профиль «Социально-гуманитарные науки» |
||
День 1 |
|||
Прибытие в туристический центр «Полярный Круг». |
|||
Биологическая экскурсия, знакомство с обитателями тайги и литорали (приливно-отливной зоны моря) |
Особенности традиционного природопользования. Карелы и поморы. |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 2 |
|||
Теоретическое и практическое занятие по гребле. Техника безопасности на воде. |
|||
Лекция о приливах и отливах Белого моря. Сбор и изучение литоральных животных. Вечером – создание морского аквариума. |
Экскурсия на «Факторию». Местные промыслы и способы хозяйствования. |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 3 |
|||
Выезд на Киндомыс и в бухту Биофильтров. |
|||
Геологическая и биологическая экскурсия по Киндомысу. Знакомство с лишайниками. |
Рассказы по истории 20 века на Севере: освоение Севера, стройки и работы ГУЛАГа. Экскурсия на остатки лагерных бараков на озере Круглом. |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 4 |
|||
Экскурсия на моторных катерах в старинную поморскую деревню Черная речка. |
|||
Прогулка до деревни и орнитологическая экскурсия: наблюдение за пернатыми обитателями моря, леса и луга. |
История возникновения и развития деревни. Смена эпох на крохотном кусочке земли вдали от цивилизации. Прошлое и настоящее поморского края. |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 5 |
|||
Пешее путешествие на Каньон. |
|||
Лекция «Основы геологии. Полезные ископаемые Беломорья». Сбор образцов. |
История геологических разработок и экономика горного дела на Севере. |
||
Вечером: факультативы, баня, игры |
|||
День 6 |
|||
Экскурсия в лес на болото с рассказами о лесном деле, болотоведении и торфе. Разные сообщества с точки зрения их продуктивности, биоразнообразия и влияния на окружающую среду. |
Выезд на целый день в районный центр пгт Лоухи. Встречи с администрацией района. Рассказы об управлении, административной структуре и особенностях региона |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 7 |
|||
Морская прогулка на Беломорскую Биостанцию МГУ. Переезд на Зеленый мыс, обед у лесного костра. |
|||
Экскурсия по Биостанции, посещение лабораторий и общение с учеными. |
Рассказ о быте поморов и поморской кухне. Мастер-класс по приготовлению блюд поморской артельной кухни |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 8 |
|||
Морская экскурсия на скоростных катерах на скалистый остров Кастьян. |
|||
Экскурсия с рассказами о геологии, геоморфологии и происхождении Белого моря. Наблюдение за жителями литоральных ванн: соленых, солоноватых и пресных. Изучение следов ледника на скалистых боках острова. |
Прогулка по острову с элементами ориентирования. Рассказы о мореплавании на Белом море. Местные сказки и мифы. |
||
Вечером: факультативы, баня, игры. |
|||
День 9 |
|||
Экскурсия на озеро и Нильмореку. Пресноводные обитатели местных водоемов. Работа с бинокуляром. |
Изучение гидротехнических сооружений у истока реки Нильмы. Рассказ об организации лесосплавов. |
||
Вечером: лекция «Вторая мировая война на Севере. Северные конвои». Баня, игры. |
|||
День 10 |
|||
Экскурсия на ферму, знакомство с северными оленями и собаками.
Презентация результатов проектной работы. |
* В рамках программы каждого дня будет предусмотрено время для работы в малых группах по теме выбранного проекта.
Возможны изменения в ходе программы по погодным или другим условиям.
Для подтверждения записи на программу необходимо будет пройти собеседование с руководителем программы.
Перечень возможных тем исследовательских проектов в рамках программы «Беломорские исследовательские экспедиции»
Социально-гуманитарное направление:
— Специфика работы органов государственной власти и правоохранительной системы в отдаленных регионах России с низкой плотностью населения (на примере поселков и деревень Лоухского района Карелии).
В рамках этой работы мы познакомимся с тем, как устроены и работают органы государственной власти и местного самоуправления, посетим местную администрацию, возьмем интервью у главы района, сотрудников правоохранительных органов и местных жителей, узнаем о специфике социально-экономической жизни региона.
— Экономика малого предприятия туристической отрасли (на примере ЗАО «Компания ПОЛЯРНЫЙ КРУГ»)
Участникам представится возможность изучить реальные производственные процессы туристического центра, проинтервьюировать сотрудников различных его подразделений, составить модели и стратегии экономического развития и представить их акционерам компании.
— Специфика состава населения поселка при Беломорской Биостанции МГУ
Участникам предлагается при помощи социологического инструментария исследовать население изолированного поселка, сформировавшегося вокруг Беломорской Биостанции МГУ на берегу Белого моря, и сделать собственные выводы о его составе и специфике.
— Командировки Соловецкого лагеря особого назначения: история и ее след в современности
На берегах Белого моря сохранилось немало следов работы командировок СЛОНа: гидротехнические сооружения на озерах и реках, остатки лагерных бараков… В рамках проекта участники увидят эти объекты, посетят краеведческий музей и выяснят, что помнят о лагерном прошлом Беломорья местные жители.
— Поморская культура: история и современность
На берегах Белого моря на протяжении веков сложился уникальный субэтнос – поморы. Участникам проекта предстоит выяснить, кто такие поморы, откуда пришли, чем жили, во что верили, и что с ними стало в непростом двадцатом веке. Для этого мы посетим старинную поморскую деревню, пообщаемся с местными жителями, изучим поморские сказки и даже приготовим блюда поморской артельной кухни на костре.
— Динамика социально-экономического развития рекреационной деревни Нильмогуба
Деревня, в которой располагается туристический центр «Полярный Круг» — редкий для России пример очень быстрого увеличения плотности застройки отдаленного населенного пункта: за последние 15 лет численность жилых домов в неизменных границах выросла в три с лишним раза! В чем причины этого феномена? Выясним в рамках совместного исследования с привлечением местных жителей и экспертов.
Естественнонаучное направление:
— Скорость восстановления лишайникового покрова после антропогенных нарушений
Эта работа интересна и с точки зрения исследования сукцессии (развития) сообществ лишайников – первопоселенцев суши, и с точки зрения оценки скорости восстановления сообществ после нанесения им ущерба как людьми, так и факторами дикой природы.
Работа включает в себя закладывание пробных площадей (выбор, маркировка и картирование), описание первичного состояния сообщества, экспериментальное нарушение лишайникового покрова и дальнейшее исследование процесса восстановления. Также мы можем выявить участки с уже нарушенным покровом при условии наличия информации о времени нарушения и начать наблюдение за этими участками на текущем этапе восстановления. Например, опрос местных жителей может нам дать координаты участков, на которых несколько лет назад проводилась заготовка ягеля. Работа будет иметь максимальное научное значение при накоплении многолетних данных.
— Динамика зарастания кострищ и пожарищ (возможно, в различных биотопах)
Работа похожа на предыдущую тему. Исследованию подлежит восстановление всего сообщества, включающего все организмы, которые мы сможем идентифицировать, после нарушающего воздействия только одного типа – огневого. Будет интересно сравнить скорость восстановления и характер сукцессии сообществ в зависимости от силы, длительности и площади огневого воздействия, исследовать восстановления как кострищ, так и гарей после лесных пожаров. Пробные площади для исследования можно будет закладывать на пожарищах с известной датой пожара.
— Синантропная флора в деревне и на месте бывших поселений
Основная цель данного исследования состоит в выявлении видов растений, занесенных на изучаемую территорию человеком, и изучении биологии данных видов в необычных для них условиях. Интерес представляет и флористический список данных видов, и их пространственное распределение, и способы размножения и расселения, и пути конкурентной борьбы с аборигенными видами, и пути включения в трофические цепи, и подверженность болезням и паразитам. Площадь исследования может в себя включать как территории существующих деревень, так и те места в окрестностях, где раньше стояли деревни, хутора, поселки, лагерные пункты, фактории, зимовья. Отдельная интереснейшая задача – это использование флористических знаний для выявления древних транспортных путей и временных стоянок прошедших веков.
— Культурные растения Нильмогубы
Цель данного исследования – это изучение растений, культивируемых человеком на широте полярного круга. Для решения задач этой работы необходимым будет интервьюирование местных жителей на предмет того, что выращивается и как выращивается. Интересным будет как видовой, так и сортовой анализ культивируемых растений, включающий в себя выявление особенностей условий произрастания и особенностей биологии. Например, можно сравнить скорость роста, плодородность, морозостойкость, фенологический профиль и другие параметры разных сортов в северных условиях и теми же параметрами в средней полосе. Эта работа становится особенно актуальной и интересной, так как в 2020 году «Полярный Круг» начинает создавать опытное садовое и тепличное хозяйство.
— Суточная динамика биологических объектов в условиях полярного дня
Как ведут себя во время полярного дня цветы и соцветия, в норме закрывающиеся на ночь? Насекомые, имеющие в норме дневную или ночную активность? Комары? Птицы? Рыбы? Бокоплавы? С большой вероятностью исследования выявят виды, с трудом и потерями приспосабливающиеся к отсутствию темного времени суток, и виды, получающие конкурентные преимущества в условиях круглосуточной освещенности. Изучение адаптивных свойств и тех, и других представляется актуальным и интересным. Для данного исследования может быть выбран как один вид, так и ряд видов, в зависимости от количества исследователей и выделенного времени. Объектами могут быть представители всех известных групп живых существ от бактерий до человека.
— Эффективность ловушек и состав добычи росянок
На верховых болотах окрестностей «Полярного круга» произрастает два вида хищных растений, относящихся в роду росянок: круглолистная и английская. Представляется интересным изучить и сравнить эффективность их ловчих приспособлений и состав добычи. Также актуальным будет сравнение по этим же параметрам разных представителей этих видов, проживающих в разных условиях: ближе к середине болота или ближе к краю, ближе или дальше от водоема, в условиях большей или меньшей плотности.
— Исследование питания представителей ихтиофауны Белого моря
Это очень многоплановая и обширная тема исследований. Научная актуальность лежит и в получении данных об адаптации каждого вида рыб к имеющемуся в Белом море разнообразию доступного корма, и в исследовании изменения спектра питания в процессе индивидуального развития, начиная от мальков и завершая взрослыми и старыми особями, и в понимании пищевой конкуренции между разными рыбами Белого моря, и в изучении адаптивных механизмов, позволяющих подстраиваться под сезонные и межгодовые различия спектров доступного корма. Основной метод данного исследования – вскрытие желудков пойманной рыбы с последующим исследованием и видовой идентификацией содержимого. Очень интересным будет сравнительный анализ спектров питания двух близкородственных массовых обитателей Белого моря – трески и наваги. В какой части кормовой базы они конкурируют сильнее? В какой – слабее? Есть ли у этих видов непересекающиеся сектора пищевого спектра? Как это зависит от времени года? От возраста и размера представителей обоих видов? Данная тема будет очень интересна для многолетнего исследования.
— Изучение эволюционных путей муравьев близкородственных видов группы видов Formica rufa
В ближайших окрестностях «Полярного круга» обитает как минимум четыре вида муравьев рода Formica, относящихся к группе видов Formica rufa. Это те самые красные лесные муравьи, которые строят большие купола из хвои. Относительно недавно (в эволюционном масштабе) они были одним видом, разделение которого на несколько видов, возможно, еще продолжается в наше время. Некоторые из этих видов могут давать межвидовых гибридов. Данная группа видов представляет из себя прекрасную модель для исследований механизмов микроэволюции, которые приводят к разделению одного вида на два и более. В этой области имеется множество интереснейших вопросов. Например, как происходит распределение этих видов в данных условиях обитания по экологическим нишам? Как пересекаются эти ниши? Как конкурируют эти виды в областях пересечения? Как отличаются ландшафты обитания разных видов данной группы? Как отличаются спектры питания? Могут ли они селиться по соседству и как, в этом случае, складываются межвидовые отношения? Методически исследования будут в себя включать и картирование муравейников, и видовую идентификацию их обитателей, и картирование троп и кормовых участков, и учет собираемого корма, и наблюдение за встречами муравьев из соседних семей как одного вида, так и разных, и сбор образцов для дальнейших исследований в лаборатории. Все материалы, собранные по данной теме, мы будем передавать на кафедру Теории Эволюции Биофака МГУ. Заведующий кафедрой профессор Александр Владимирович Марков вместе с группой коллег из разных кафедр и лабораторий активно участвует в исследованиях по данной теме.
— Сравнительный анализ обучаемости и других поведенческих особенностей разных пород ездовых собак
Породы ездовых собак формировались в разных условиях и для разных целей. Процесс селекции ездовых собак продолжается и в наше время. Меняются и критерии отбора вместе со стремительными изменениями уклада человеческой жизни. В питомнике ездовых собак «Полярного Круга» представлены разные породы: как аборигенные аляскинские маламуты и якутские ездовые лайки, так и эволюционно совсем молодые ездовые метисы. Представляется интересным и актуальным проведение сравнительного анализа поведенческих особенностей собак разных пород, включая обучаемость, заинтересованность в общении с человеком, самостоятельность в принятии решений, готовность к сотрудничеству с другими собаками, уровень агрессии к другим собакам из своей группы и из других групп. Сделанные исследователями выводы могут влиять на дальнейший путь селекции ездовых собак, а значит и на будущую эволюцию этого удивительного симбиоза человека и собаки.
— Исследовательское направление «Арктика и Мы» (разработано совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF)
Цель нашей работы — создание и развитие у участников целостной картины структуры и функционирования Арктики как комплекса экосистем в условиях изменяющегося климата. Мы будем изучать факторы, влияющие на климат: астрономические, геологические, техногенные. И постараемся разобраться, как климат влияет на жизнь обитателей Земли. Возможные темы исследовательских работ по данному направлению будут опубликованы дополнительно.
Это всего лишь часть возможных исследовательских работ. Беломорская природа, ресурсы «Полярного Круга» и окружающее нас научное сообщество дают нам широкое поле для научного творчества в самых разных областях биологии: исследование состава фауны и флоры, изучение поведения животных, физиологии животных и человека, экологии, эмбриологии и эволюции самых разных обитателей Белого моря и беломорского побережья. Интереснейшие темы лежат в области исследования заселения поднимающихся из моря островов (а они поднимаются со скоростью около 5 мм в год), в области описаний жизненных циклов морских животных, в области взаимодействия человека с другими элементами окружающей природы. Приведенный выше список это всего лишь примеры тем, которые мы можем сформулировать в качестве путеводных нитей целеполагания нашего научного творчества. Добро пожаловать в мир Беломорской науки!
Последние новости и репортажи

Приглашаем на детскую программу "Строим вместе"!