Туристический центр «Полярный круг»
+7 (499) 110-90-80

ЗИМА: Зимняя естественно-научная программа для школьников 7 дней.

Содержание программы.

 Мы каждый день будем выходить в лесной или морской поход, узнавать новое про окружающий мир, знакомиться с жизнью людей на севере, изучать обитателей леса и моря, любоваться красивыми пейзажами, готовить еду и чай на костре, кататься на снегоходах, оленях и собаках, наслаждаться радостью общения с интересными людьми и красотой природы Беломорья. 

Большая часть таких выходов на природу содержит в себе привал с отдыхом, чаем и трапезой около таежного костра. Мы учим походным и экспедиционным практикам, например, правильно использовать одежду в походе, разводить костер, готовить чай и еду на костре, пользоваться лыжами, строить убежища от ветра из снега, безопасно передвигаться по льду, ориентироваться в лесу. 

Все занятия в программе перемежаются с играми (активными и интеллектуальными), общением, отдыхом у костра, посещением русской бани.


Ориентировочный распорядок дня*. 

Все дни, кроме первого дни будут построены по одному плану. Один день – одна тема. Центральным событием каждого дня будет экскурсия, а все остальные занятия - лекции, семинары, практические занятия и обсуждения - будут расширять и закреплять тему экскурсии. Завтраки и ужины будут проходить в туристическом центре. Обеды – чаще на выходе, иногда – также в туристическом центре, в зависимости от продолжительности, дальности и содержания выхода. 

    Часы      Занятия 
     9:00      Подъем. 
     9:15 – 9:45      Завтрак.
    10:00 – 13:00      Занятия и экскурсии.
    13:00 – 14:00      Обед и отдых.
    14:00 – 17:00      Экскурсия или биологические занятия.
    17:00 – 19:00      Занятие в лаборатории или лекция.
    19:00 – 20:00      Ужин.
    20:00 – 21:45      Баня. Игры. Вечерние посиделки у камина.
    22:00      Отбой.

*Расписание приведено для всех дней, кроме первого. Первый день программы будет отличаться от всех остальных; сразу по приезду необходимо решить много организационных задач. В их число входит знакомство, брифинг, отдых после дороги. К выполнению содержательных занятий программы мы приступим после обеда. 

Ориентировочная программа по дням. 

1-ый день
Знакомство с местностью.

 1. Экскурсия. 

Прогуляемся по окрестностям туристического центра и по острову Большой Епишкин. Посмотрим на берег моря и северную тайгу. Посидим у таежного костра. Пройдем с биологической экскурсией по берегу моря и познакомимся с животными и растениями прибрежной полосы. Издавна люди, селившиеся на границе тайги и моря, жили лесными и морскими промыслами. Поговорим про традиционные промыслы и ремесла жителей Белого моря. Узнаем, какие промыслы сохранились, какие исчезли или как трансформировались в современном мире. 

2. Выход или выезд на озеро. Катание на собаках (по погоде). 

3. Интеллектуальные и веселые игры с вожатыми.
 

2-ой день
Знакомство с экосистемой реки и озера.

1. Экскурсия 

Выход на озеро. Прогулка до истока реки Нильмы. Знакомство с гидротехническими сооружениями на небольшой таежной речке. История местного лесного промысла. Сбор маленьких беспозвоночных пресноводных животных. В Нильмоозере и реке Нильме под камнями и в щелях коряг круглый год живет множество интересных существ: личинки стрекоз, ручейники из семейства гидропсихиды, другие ручейники, рачки в планктоне и бентосе, одноклеточные водоросли 

2. Практическая деятельность. 

Подледная рыбалка на озере. Рассказ о зимнем рыболовном промысле поморов. Как поставить сети под лед? Обед и горячая уха на выходе! 

3. Занятие в лаборатории. 

Рассмотрим под бинокулярным микроскопом принесенных с экскурсии пресноводных беспозвоночных и водоросли. Очень интересен подробный разбор стратегий питания этих организмов в связи с их размерами. 

4. Вечерние посиделки и игры. 


3-ий день. 
Морской день.

1. Лекция. «Морские приливы и отливы». 

Какие силы влияют на периодичность и амплитуду морских приливов и отливов? Сколько приливов в сутках? 

2. Экскурсия. 

Снегоходная биологическая экскурсия на Морской порог. Обсуждение правил безопасности при передвижении по морскому льду. Обязательное использование спасательных жилетов. Цель экскурсии: наблюдение за сменой прилива и отлива, знакомство с обитателями литорали. Понаблюдаем за разворотом течения. Обсудим стратегии выживания на литорали. Соберем литоральных и прибрежных животных, таких как: морские желуди – балянусы, кольчатые черви – пескожилы, мидии, морские звезды, сидячие медузы, голожаберные моллюски, литорины и другие беспозвоночные. На берегу и в мелкой части моря мы увидим заросли бурых водорослей: морской капусты – ламинарии и фукусов, а также красные и зеленые водоросли. 

3. Практическое занятие. 

Поднятых из моря животных, посмотрим под микроскопом. Рассказ по эмбриологии и биологии развития этих удивительных существ. 

4. Настольные игры с участием вожатых. 


4-ый день 
Геология. 

1. Лекция. Древние и современные геологические процессы на Беломоро-Балтийском щите. 

Берега Белого моря сложены горными породами разного возраста, происхождения и свойств. Здесь, без больших усилий, можно заглянуть вглубь геологического прошлого Земли и совершить путешествие в протерозой или даже в архей. Здесь можно познакомиться со всеми типами горных пород, увидеть следы деятельности ледников и проникнуться историей возникновения Белого моря. 

2. Экскурсия: Геологическая экскурсия на Каньон «Панфилова Варака». 

Мы познакомимся с древними магматическими горными породами на срезе живописного Каньона. Возраст этих скальных обнажений более полутора миллиардов лет. Соберем образцы минералов и горных пород. Поговорим о практическом применении карельских руд и горном деле на севере. Рассказ о картировании местности: от теодолита к спутниковой съемке. Осмотр геодезической вышки на Каньоне. 

3. Практическое занятие. 

Соберем в лесу и на скалах образцы лишайников. С помощью уже знакомого USB-микроскопа с планшетом изучим спороносные органы и органы вегетативного размножения лишайников и другие части этих удивительных организмов. 

4. Настольные игры. 


5-ый день 
Море: заливы и острова. 

1. Экскурсия. 
Выезд на снегоходах по берегу моря и замерзшему морскому заливу к зимнему лагерю дайверов и Киндо-полуострову. 

Наша экскурсия будет состоять из двух частей: первая остановка будет у о. Большой Крестовый, где каждый март располагается дайверский лагерь. Прямо на морском льду выставляются домики, выпиливаются майны для погружений, стоят рядами баллоны, работают компрессоры и генераторы. Познакомимся с устройством и работой ледового лагеря, посмотрим на животных поднятых из-подо льда, если повезет, увидим процесс погружения под лед. Вторая часть экскурсии будет проходить на полуострове Киндо. Это живописный скальный полуостров с южной стороны формирует небольшую бухту Биофильтров. Откуда взялось это название? Какие животные встречаются в бухте? Поговорим про жизнь морских животных в условиях северной зимы. Погуляем по полуострову, посмотрим на замерзшее море и острова, разбросанные по ледяной глади. 

2. Практическое занятие.

Рассмотрим под микроскопом поднятых из-подо льда животных: актиний, морских звезд, гидроидных полипов, асцидий, креветок и других обитателей Белого моря. 

3. Веселые и интеллектуальные игры. 


6-ой день. 
«Кладовая солнца» - верховое болото. 

1. Лекция: Удивительная экосистема - верховое болото. 

Верховые болота – аккумулятивные элементы ландшафта, обычно расположенные во впадинах на повышенных частях рельефа. Верховые болота способствуют повышению содержания кислорода в атмосфере за счет выведения органического вещества, содержащего углерод, и захоронению его в неокисленном виде. Одновременно с этим болота выделяют довольно много метана, образующегося при анаэробном разложении органики. 

2. Экскурсия на верховое болото. 

Мы посмотрим и промерим мощность торфяного горизонта, отберем пробы торфа. Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям. Рассмотрим особенности процессов фотосинтеза и дыхания, а также химические превращения кислорода, углекислого газа и органического вещества, образующихся на верховых болотах. Разберем, почему верховые болота являются одними из самых мощных доноров кислорода на планете. Поговорим про болотные растения и их адаптации к непростым условиям. 

3. Игры и общение.


7-ой день. 

Тайга. 

Географическая зональность и основные факторы, влияющие на образование и закрепление определенного типа растительности. Основные характеристики тайги. 

1. Экскурсия. Таежный лес.

Прогулка-экскурсия по таежному лесу и к вековой сосне. Знакомство с северной тайгой. Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы: Почему в зоне северной тайги так много вечнозеленых растений? Какие приспособления помогают выживать растениям в условиях Арктического климата? Как отличается общая продуктивность лесов средней полосы и лесов северной тайги? Как в этих лесах отличается урожайность ягод и семян? Как растения могут рассказать об изменениях климата? Основы дендрохронологии. Взятие образцов – кернов. Как вырубки лесов и активная заготовка древесины по берегам Белого моря в XVII - XX веках повлияла на сегодняшнее состояние и урожайность таежных лесов? Кто такие лишайники и почему их так много в северотаежной зоне? Занятие по дендрохронологии. Подсчет годичных колец. Замеры прироста годового диаметра деревьев. Практическая работа по оценке прироста биомассы хвойных растений за последние 50 – 100 лет и зависимость этого прироста от стремительно меняющегося климата. 

2. Экскурсия в питомник северных оленей. 

Знакомство и общение с прекрасными северными животными. Рассказ про кочевые культуры Арктики. Мы познакомимся с биологией оленей, узнаем, как северные народы в северотаежной и тундровой зоне используют северных оленей. Покормим и пообщаемся с этими милыми животными. 

3. Семинар. Поговорим о путях развития человека и человеческого общества.

Пути возможного эволюционного развития человечества. Какие опасности для нашего вида несет цивилизация? Как обходить эти опасности? Как увеличить вероятность устойчивого развития нашей цивилизации на Земле. 

4. Вручение дипломов и подарков. Отъезд. 


Возможно изменение в ходе выполнения программы по погодным и другим условиям. 


Организационная информация по программе

Список вещей, которые необходимо ребенку взять с собой, приведен здесь. Наличие всех перечисленных позиций обязательно для радостного и безопасного участия в программе!

Мы будем рады, если дети, которые любят кататься на лыжах, привезут лыжи на нашу программу. С удовольствием организуем для любителей лыж лыжные прогулки и дополнительные занятия по технике катания.

Стоимость участия в программе на ближайший сезон приведена в прайс-листе